Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира
) — список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике.
Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом богаАполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям
анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.) — список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике.
Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом богаАполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.
Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились наострове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света:[1]
- Акведук в виде тоннеля,
- Дамба в порту на острове,
- Храм богини Геры.
Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Фессалоник (англ.)):[1]
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса И пирамиды — дела многих и тяжких трудов; Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч, Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа Солнце не видит нигде равной ему красоты. |
Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римское время — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д.
[править]Классический список и его последующие интерпретации
Историки связывают этот список с империей Александра Македонского.[1]
В настоящее время в число семи чудес света включают:
Чудо | Время создания | Место | Создатели | Разрушение | Причина | Назначение сооружения |
---|---|---|---|---|---|---|
Пирамиды Гизы | 1983 г. до н. э. | Гиза (Египет) | египтяне[2] | единственное из «чудес», сохранившееся до наших дней | гробница фараона Хеопса | |
Висячие сады Семирамиды | 600 г. до н. э. | Вавилон(Ирак) | вавилонцы | После I столетия до н. э. | наводнения разрушили фундамент и сооружение рухнуло | Были созданы для жены царя Навуходоносора II. |
Статуя Зевса в Олимпии | 435 г. до н. э., скульптор Фидий | Олимпия(Греция) | греки | V—VI вв. | сгорела в Константинополе во время пожара на Ипподроме в V в. | храмовая статуя в храме Зевса в Олимпии |
Храм Артемиды в Эфесе | 550 г. до н. э. | Эфес(Турция) | лидийцы,греки,персы | 370 г. до н. э. 356 г. до н. э. (Геростратом) или 262 г. н. э. (готами) | пожар | был построен в честь богини Артемиды |
Мавзолей в Галикарнасе | 351 г. до н. э., архитекторПифей | Галикарнас(на юго-западеТурции) | карийцы, персы,греки | 1494 г. | землетрясение; сохранились: фундаменты, архитектурные фрагменты; в Британском музее в Лондоне — статуиМавсола и его жены Артемисии, рельефы, статуи львов | был возведен как надгробный памятник карийского правителя Мавсола его женой — царицей Артемисией |
Колосс Родосский | между 292 и 280 гг. до н. э. | Родос(Греция) | греки | 224 (или 226) г. до н. э. бронзовый корпус был демонтирован в 654 г. н. э. | землетрясение | был установлен скульптором Харесом для увековечивания памяти о победе Родоса надДеметрием Полиоркетом (304 г. до н. э.) . |
Александрийский маяк | III век до н. э. | Александрия(Египет) | грекиДинастия Птолемеев | 303 г. до н. э. — 1480 г. н. э. (простоял до 1783 года) | землетрясение | свет этого маяка был очень полезен для судоходства. |
В последующее время были неоднократные попытки создать на базе этого списка различные списки достопримечательностей. В конце I века римский поэт Марциал добавил в список свежепостроенный Колизей. Позже, в VI веке христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона.[1]
Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656—1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников
Комментариев нет:
Отправить комментарий